Астана Экспо: Латвия и Казахстан задумали единый геополитический проект
В отличие от делегации Латвийской железной дороги и министерства сообщений, с которой летели журналисты, президент Латвии Раймонд Вейонис с группой предпринимателей выдвинулся в Астану сложным маршрутом — через киевский аэропорт Борисполь. Это дольше, чем через Москву. На Транспортно-Логистической неделе в латвийском павильоне в выставке "Астана-Экспо 2017" наши политическая и деловая делегации наконец-то объединились.
Одной дорогой в единую Евразию
Кстати, Латвия представила в Астане свои выставочные достижения на уровне ведущих мировых лидеров, как Россия, Китай и Соединенные Штаты — мы не стали бледной тенью самих себя на этой выставке "Энергия будущего", в которой до 10 сентября участвует 115 стран и 22 международные организации.
"Латвия строит планы стать к 2030 году самой зеленой страной ЕС и лидером в Европе по новым технологиям, — заявил президент Раймондс Вейонис. — Мы идем одной дорогой в направлении единой Евразии".
Президент государства и руководители предприятий отрасли транзита в Астане подписали ряд межправительственных договоров между РК и ЛР. Два дня в латвийском павильоне гостил вице-премьер Казахстана Аскар Мамин, ранее занимавший пост президента АО Национальная корпорация "Қазақстан темiр жолы" (КТЖ, Казахстанская железная дорога) и кавалер латвийской высшей награды, Ордена трех звезд. Сегодня президент КТЖ — Канат Алпысбаев, и он сообщил BaltNews.lv хорошую новость: именно Латвия замкнет на себе большую часть транзита контейнерных грузов "Нового шелкового пути", который последние 10 лет следует основным коридором через Белоруссию на Польшу через КПП Брест-Малашевичи.

Слева направо: президент Латвии Раймонд Вейонис, вице-премьер Казахстана Аскар Мамин, президента АО Национальная корпорация "Қазақстан темiр жолы" Канат Алпысбаев.
— В 2020 году мы рассчитываем на 2 млн. контейнеров, и этот коридор будет перегружен. Конечно, транзитные маршруты могут быть различными: через Белоруссию, Финляндию, Латвию… Но не думаю, что наши российские коллеги (имеет в виду ОАО РЖД, — авт.) откажутся, когда мы придем к ним с вами и скажем, что мы вместе хотим перевезти миллион контейнеров. Транзит выгоден всем сторонам. Нет потока — давайте совместно с КТЖ инвестировать, чтобы он появился. Мы готовы создать у вас предприятие в порту Риги, вы также можете инвестировать в Хоргос, — говорит Канат Алпысбаев.
В фокусе в Астане, конечно, была регулярная экспедиция грузов из Китая по железнодорожному маршруту "Нового Шелкового пути" — то есть транзитом из Достыка через Казахстан и Россию в латвийские порты, причем в обход Бреста. Были упомянуты возможности инвестиций со стороны латвийского государства или частных компаний в сухой порт "Хоргос. Восточные ворота" — этот совместный проект Китая и Казахстана Аскар Мамин сравнил со строительством Суэцкого канала.

Президента АО Национальная корпорация "Қазақстан темiр жолы" Канат Алпысбаев возле латвийского павильона.
Как рассказал BaltNews.lv министр сообщений Улдис Аугулис, Латвии предстоит сделать экономическое обоснование экспансии в логистическую зону Хоргоса с ее специальным льготным налоговым режимом на площади 120 гектаров по обе границы Китая и Казахстана. В конце прошедшей недели представители СЭЗ Хоргоса, рассматривающие возможность зайти на рынок ЕС через инфраструктуру Латвии, посетили Ригу и Лиепайский порт.
Транзитные коридоры обновляются
Президент и председатель Латвийской железной дороги (LDz) Эдвинс Берзиньш рассказал порталу BaltNews.lv, что целью недели латвийского транзита на "Астана-Экспо" не было подписание контрактов с грузовладельцами. Цель глобальней: через 2-3 года Латвия замкнет на себе китайский грузопоток.
— Тут все определяют детали, договоры. В конечном счете, германский центр логистики китайских грузов в Дуйсбурга строился 20 лет, прежде чем замкнуть на себе почти весь поток "Шелкового пути". О Латвии пока еще мало знают в провинциях Китая, а у Казахстана подписано уже 17 договоров с китайскими самоуправлениями. Например, узнав, что у LDz подписан договор с DHL об экспедиции грузов через Латвию, в муниципалитете Чунцина к нашим возможностям резко изменили отношение. У вас глобальный партнер, и безразличие в таких случаях сменяется на готовность работать, — говорит Берзиньш.

Астана.
Есть уже и проблемы — с заполнением железнодорожных контейнеров в обратном направлении, следующих в Китай, где появился даже дефицит контейнеров, которые уже снимают с морских перевозок и отдают железнодорожникам. На стороне Польшу у белорусской границы перед КП Брест, как рассказал вашему автору директор департамента контейнерных перевозок "КТЖ Экспресс" Алмат Каримов, контейнерный поезд простоял недавно 48 часов — вызвав раздражение китайских грузополучателей. С польской стороны этого маршрута "Шелкового пути" технологический потолок составляет 500 тысяч контейнеров в год. В 2016 году перевезено всего 170 тысяч единиц — а поезда в Польше уже простаивают из-за изношенности инфраструктуры. Прогнозируется, что в 2020 году этот польский транзит отчасти повернет на Ригу.
Через Россию и Финляндию, минуя балтийские порты и гавани Ленинградской области, плечо перевалки грузов, например, скажем, до Стокгольма, невыгодно — там прибавляется стоимость тарифов Октябрьской железной дороги, а т. н. тыловая логистика у финнов вдвое дороже, чем в Питере и почти в 3 раза дороже, чем предлагает Латвия. Везти грузы в Стокгольм по железной дороге через Брест, Польшу и Германию через датские проливы можно лишь пытаться, там не налажены серьезные перевозки — судов мало.