Новость из категории: Новости

Астана Экспо: Латвия и Казахстан задумали единый геополитический проект

От Риги до Астаны расстояние по прямой линии через Псков, Татарстан и Урал - 3,7 тысячи километров. Меньше пяти часов перелета с пересадкой в Шереметьево. Лететь через Москву самолетом "Аэрофлота" с серьезным ночным обедом и чудесными бортпроводницами в крошечных алых пилотках было комфортно, а прибыли мы в новый аэропорт Астаны на рассвете.
В отличие от делегации Латвийской железной дороги и министерства сообщений, с которой летели журналисты, президент Латвии Раймонд Вейонис с группой предпринимателей выдвинулся в Астану сложным маршрутом — через киевский аэропорт Борисполь. Это дольше, чем через Москву. На Транспортно-Логистической неделе в латвийском павильоне в выставке "Астана-Экспо 2017" наши политическая и деловая делегации наконец-то объединились.
Одной дорогой в единую Евразию
Кстати, Латвия представила в Астане свои выставочные достижения на уровне ведущих мировых лидеров, как Россия, Китай и Соединенные Штаты — мы не стали бледной тенью самих себя на этой выставке "Энергия будущего", в которой до 10 сентября участвует 115 стран и 22 международные организации.
"Латвия строит планы стать к 2030 году самой зеленой страной ЕС и лидером в Европе по новым технологиям, — заявил президент Раймондс Вейонис. — Мы идем одной дорогой в направлении единой Евразии".
Президент государства и руководители предприятий отрасли транзита в Астане подписали ряд межправительственных договоров между РК и ЛР. Два дня в латвийском павильоне гостил вице-премьер Казахстана Аскар Мамин, ранее занимавший пост президента АО Национальная корпорация "Қазақстан темiр жолы" (КТЖ, Казахстанская железная дорога) и кавалер латвийской высшей награды, Ордена трех звезд. Сегодня президент КТЖ — Канат Алпысбаев, и он сообщил BaltNews.lv хорошую новость: именно Латвия замкнет на себе большую часть транзита контейнерных грузов "Нового шелкового пути", который последние 10 лет следует основным коридором через Белоруссию на Польшу через КПП Брест-Малашевичи.
Слева направо: президент Латвии Раймонд Вейонис, вице-премьер Казахстана Аскар Мамин,   президента  АО Национальная корпорация "Қазақстан темiр жолы" Канат Алпысбаев.© BaltNews.lv
Слева направо: президент Латвии Раймонд Вейонис, вице-премьер Казахстана Аскар Мамин, президента АО Национальная корпорация "Қазақстан темiр жолы" Канат Алпысбаев.

— В 2020 году мы рассчитываем на 2 млн. контейнеров, и этот коридор будет перегружен. Конечно, транзитные маршруты могут быть различными: через Белоруссию, Финляндию, Латвию… Но не думаю, что наши российские коллеги (имеет в виду ОАО РЖД, — авт.) откажутся, когда мы придем к ним с вами и скажем, что мы вместе хотим перевезти миллион контейнеров. Транзит выгоден всем сторонам. Нет потока — давайте совместно с КТЖ инвестировать, чтобы он появился. Мы готовы создать у вас предприятие в порту Риги, вы также можете инвестировать в Хоргос, — говорит Канат Алпысбаев.
В фокусе в Астане, конечно, была регулярная экспедиция грузов из Китая по железнодорожному маршруту "Нового Шелкового пути" — то есть транзитом из Достыка через Казахстан и Россию в латвийские порты, причем в обход Бреста. Были упомянуты возможности инвестиций со стороны латвийского государства или частных компаний в сухой порт "Хоргос. Восточные ворота" — этот совместный проект Китая и Казахстана Аскар Мамин сравнил со строительством Суэцкого канала.
Президента АО Национальная корпорация "Қазақстан темiр жолы" Канат Алпысбаев возле латвийского павильона.© BaltNews.lv
Президента АО Национальная корпорация "Қазақстан темiр жолы" Канат Алпысбаев возле латвийского павильона.

Как рассказал BaltNews.lv министр сообщений Улдис Аугулис, Латвии предстоит сделать экономическое обоснование экспансии в логистическую зону Хоргоса с ее специальным льготным налоговым режимом на площади 120 гектаров по обе границы Китая и Казахстана. В конце прошедшей недели представители СЭЗ Хоргоса, рассматривающие возможность зайти на рынок ЕС через инфраструктуру Латвии, посетили Ригу и Лиепайский порт.
Транзитные коридоры обновляются
Президент и председатель Латвийской железной дороги (LDz) Эдвинс Берзиньш рассказал порталу BaltNews.lv, что целью недели латвийского транзита на "Астана-Экспо" не было подписание контрактов с грузовладельцами. Цель глобальней: через 2-3 года Латвия замкнет на себе китайский грузопоток.
— Тут все определяют детали, договоры. В конечном счете, германский центр логистики китайских грузов в Дуйсбурга строился 20 лет, прежде чем замкнуть на себе почти весь поток "Шелкового пути". О Латвии пока еще мало знают в провинциях Китая, а у Казахстана подписано уже 17 договоров с китайскими самоуправлениями. Например, узнав, что у LDz подписан договор с DHL об экспедиции грузов через Латвию, в муниципалитете Чунцина к нашим возможностям резко изменили отношение. У вас глобальный партнер, и безразличие в таких случаях сменяется на готовность работать, — говорит Берзиньш.
Астана.© BaltNews.lv
Астана.

Есть уже и проблемы — с заполнением железнодорожных контейнеров в обратном направлении, следующих в Китай, где появился даже дефицит контейнеров, которые уже снимают с морских перевозок и отдают железнодорожникам. На стороне Польшу у белорусской границы перед КП Брест, как рассказал вашему автору директор департамента контейнерных перевозок "КТЖ Экспресс" Алмат Каримов, контейнерный поезд простоял недавно 48 часов — вызвав раздражение китайских грузополучателей. С польской стороны этого маршрута "Шелкового пути" технологический потолок составляет 500 тысяч контейнеров в год. В 2016 году перевезено всего 170 тысяч единиц — а поезда в Польше уже простаивают из-за изношенности инфраструктуры. Прогнозируется, что в 2020 году этот польский транзит отчасти повернет на Ригу.
Через Россию и Финляндию, минуя балтийские порты и гавани Ленинградской области, плечо перевалки грузов, например, скажем, до Стокгольма, невыгодно — там прибавляется стоимость тарифов Октябрьской железной дороги, а т. н. тыловая логистика у финнов вдвое дороже, чем в Питере и почти в 3 раза дороже, чем предлагает Латвия. Везти грузы в Стокгольм по железной дороге через Брест, Польшу и Германию через датские проливы можно лишь пытаться, там не налажены серьезные перевозки — судов мало.

Похожие новости

Комментарии